Калькулятор пени


Управление федеральной
налоговой службы

 Пенсионный
фонд

Фонд

 Социального Страхования

Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ

 

"О специальной оценке условий труда"

Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"

 

30 декабря 2013 г. на интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) размещен ряд федеральных законов, устанавливающих в том числе положения о признании условий труда вредными и опасными. Принятие Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ) потребовало корректировки норм некоторых правовых актов, касающихся, в частности, порядка уплаты взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование. Такие нововведения содержит Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 421-ФЗ). Одни поправки носят технический характер, другие касаются формирования бюджетов ПФР и ФСС РФ и расходования соответствующих средств. Однако есть и изменения, затрагивающие более широкий круг лиц, в частности работодателей. Рассмотрим их подробнее.

 

2.1. Аттестация рабочих мест заменена специальной оценкой условий труда

 

С 1 января 2014 г. вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда, которая должна проводиться в соответствии с Законом N 426-ФЗ. Напомним, что в силу ч. 12 ст. 209 ТК РФ в старой редакции аттестация проводилась в порядке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н (далее - Порядок аттестации). Специальная оценка условий труда ранее была предусмотрена ч. 4 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) как основание освобождения от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам. Согласно внесенным изменениям ч. 4 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ утратила силу (подп. "г" п. 4 ст. 13 Закона N 421-ФЗ).

По аналогии с результатами аттестации итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, а также для установления дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, расчета надбавок (скидок) к тарифу взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий охраны труда (ст. 7 Закона N 426-ФЗ).

Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физлиц, не являющихся предпринимателями (ст. 3 Закона N 426-ФЗ). Особые положения предусмотрены для государственных гражданских и муниципальных служащих. Напомним, что в п. 4 Порядка аттестации были установлены иные исключения (в частности, аттестация могла не проводиться в отношении рабочих мест, на которых сотрудники были заняты только работой на персональных компьютерах).

По общему правилу оценка условий труда проводится не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки (ч. 4 ст. 8 и ст. 17 Закона N 426-ФЗ). Отметим, что в соответствии с п. 8 Порядка аттестации в отношении тех рабочих мест, условия труда на которых были признаны допустимыми или оптимальными, повторная аттестация могла не проводиться.

Существенным нововведением является установление в ст. 14 Закона N 426-ФЗ классификации условий труда. По степени вредности и (или) опасности они подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (1, 2, 3 и 4-й классы соответственно). В свою очередь, вредные условия могут быть четырех степеней (подклассов). Следует отметить, что в названной статье разъясняется, какие именно условия труда относятся к каждому классу (подклассу).

Согласно ч. 2 ст. 8 Закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и специализированной организацией, которая соответствует требованиям, приведенным в ст. 19 данного Закона. Часть 2 ст. 4 Закона N 426-ФЗ устанавливает обязанности работодателя, в частности по обеспечению проведения такой оценки и предоставлению специализированной организации необходимых сведений, документов и информации.

Обратим внимание на следующее. Если в отношении рабочих мест была проведена аттестация, оценка условий труда может не проводиться в течение пяти лет с даты окончания аттестации, за исключением случаев назначения внеплановой оценки (ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ). Предусмотрены и другие переходные положения, касающиеся юрлиц, которые были аккредитованы в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест, до 1 января 2014 г. Так, они вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу Закона N 426-ФЗ аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров), но не позднее чем до 31 декабря 2018 г. включительно (ч. 1 ст. 27 Закона N 426-ФЗ).

Если к специализированным организациям, аккредитованным на проведение аттестации рабочих мест, относятся испытательные лаборатории (центры), срок действия аттестатов аккредитации которых истекает в 2014 г., эти компании могут проводить оценку без учета требований, касающихся количества и состава экспертов (ч. 2 ст. 27 Закона N 426-ФЗ).

Кодекс РФ об административных правонарушениях также дополнен новыми нормами. Часть 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает ответственность работодателя за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение. В этом случае применяется мера в виде предупреждения или штрафа (в частности, для юрлиц - от 60 до 80 тыс. руб.). Ответственность специализированной организации за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда устанавливается ст. 14.54 КоАП РФ. Изменения, внесенные в Кодекс РФ об административных правонарушениях, вступят в силу с 1 января 2015 г. (ч. 2 ст. 15 Закона N 421-ФЗ).

 

2.2. Изменены дополнительные тарифы взносов на солидарную часть пенсии в отношении выплат и вознаграждений физлицам для назначения досрочной трудовой пенсии в случае проведения специальной оценки условий труда

 

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ с 1 января 2013 г. устанавливались дополнительные тарифы страховых взносов для лиц, выплачивающих вознаграждения физлицам, которые заняты на определенных видах работ, в связи с чем имеют право на досрочную пенсию по старости согласно п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Подробнее см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2013 года. Частью 4 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ было предусмотрено освобождение работодателя от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда.

С 1 января 2014 г. утратила силу ч. 4 и была введена ч. 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ, которой установлены дополнительные тарифы страховых взносов на солидарную часть пенсии в зависимости от результатов специальной оценки условий труда. Если по итогам такой оценки условия труда будут признаны вредными или опасными (классы 3 с подклассами и 4 соответственно), то работодатели в отношении выплат лицам, имеющим право на досрочную пенсию по старости, должны будут применять тарифы в размере от 2 до 8 процентов. Если условия труда будут признаны оптимальными или допустимыми, дополнительный тариф составит 0 процентов, т.е. по сути работодатель будет освобожден от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам.

Следует отметить, что тарифы, предусмотренные в ч. 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ, применяются вместо упомянутых дополнительных тарифов, которые установлены ч. 1 и 2 данной статьи.

Аналогичные изменения внесены и в ст. 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

 

2.3. Новый порядок расчета предельной величины базы для начисления страховых взносов

 

Статья 8 Закона N 212-ФЗ была дополнена ч. 5.1 и 5.2, согласно которым с 2015 г. устанавливается новый порядок расчета предельной величины базы для начисления страховых взносов для страхователей, выплачивающих вознаграждения и производящих иные выплаты физлицам. Так, на период с 2015 по 2021 гг. ее будет утверждать Правительство РФ с учетом размера средней заработной платы, увеличенного в 12 раз, и повышающего коэффициента, величина которого на каждый год названного периода предусмотрена в ч. 5.1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ. Значение данного коэффициента будет постепенно повышаться (с 1,7 в 2015 г. до 2,3 в 2021 г.). В дальнейшем, т.е. с 2022 г., предельная величина базы для начисления страховых взносов, установленная на предыдущий год, будет индексироваться (ч. 5.2 ст. 8 Закона N 212-ФЗ).

Прежним остается порядок округления: сумма от 500 руб. округляется до полной тысячи, сумма менее 500 руб. отбрасывается (ч. 5, абз. 3 ч. 5.1, ч. 5.2 ст. 8 Закона N 212-ФЗ).

Напомним, что предельная величина базы для начисления страховых взносов на 2014 г. установлена Постановлением Правительства РФ от 30.11.2013 N 1101 и составляет 624 тыс. руб. (подробнее см. выпуск обзора от 11.12.2013).

 

2.4. Смягчена ответственность страхователей за непредставление (представление недостоверных) сведений персонифицированного учета

 

С 1 января 2014 г. вступила в силу новая редакция ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Согласно внесенным изменениям смягчена ответственность страхователя за непредставление либо представление неполных и (или) недостоверных сведений персонифицированного учета. Теперь размер санкции составляет 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленных к уплате в ПФР за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены (представлены неполные или недостоверные) сведения. Напомним, что ранее со страхователя взыскивали 10 процентов от суммы платежей в ПФР, причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год.

 

2.5. Форма и порядок расчета по взносам утверждается контролирующим органом

 

Согласно п. 1 ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в территориальный орган ПФР расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование. В настоящее время форма такого расчета и порядок ее заполнения утверждены Приказом Минтруда России от 28.12.2012 N 639н. С 1 января 2014 г. форму расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам будет устанавливать контролирующий орган, т.е. Пенсионный фонд РФ, по согласованию с Минтрудом России. Соответствующие изменения внесены в названный п. 1 ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ.

 

2.6. Расширены основания для переквалификации отношений по гражданско-правовым договорам в трудовые

 

Согласно ст. 12 Закона N 421-ФЗ внесен ряд изменений в Трудовой кодекс РФ. В частности, с 1 января 2014 г. в новой редакции изложены ч. 4 ст. 11, ст. ст. 15 и 16 ТК РФ, а также введена новая ст. 19.1 ТК РФ. Все поправки касаются порядка признания трудовыми отношений по заключенным гражданско-правовым договорам (далее - ГПД). В случае переквалификации на такие отношения распространяются нормы трудового законодательства.

Напомним, что ранее в силу ч. 4 ст. 11 ТК РФ лишь суд мог признать отношения, возникшие из ГПД, трудовыми.

Теперь в силу ч. 1 ст. 19.1 ТК РФ это может сделать:

- заказчик - по ГПД на основании письменного заявления физлица-исполнителя и (или) не обжалованного в суд предписания госинспектора труда;

- суд - по обращению физлица-исполнителя либо на основании соответствующих материалов, направленных госинпекцией труда или иными уполномоченными органами (лицами).

Исключительно судебный порядок переквалификации гражданско-правовых отношений в трудовые сохраняется в случаях, когда такие отношения уже прекращены (ч. 2 ст. 19.1 ТК РФ).

В силу ч. 3 ст. 19.1 ТК РФ все неустранимые сомнения при разрешении споров по данному вопросу трактуются в пользу существования трудовых, а не гражданско-правовых отношений.

Необходимо обратить внимание на то, что в подп. 3 п. 2 ст. 45 НК РФ и п. 4 ч. 4 ст. 18 Закона N 212-ФЗ предусмотрены одинаковые положения: в случае переквалификации сделки налоговый орган (орган контроля за уплатой взносов) взыскивает недоимку исключительно в судебном порядке. Однако в отношении налоговой недоимки Президиум ВАС РФ в Постановлении от 16.07.2013 N 3372/13 отметил следующее: если решение о привлечении к ответственности, на основании которого вынесено решение о взыскании налога, оспорено в суде и признано законным, то инспекция вправе взыскать налог во внесудебном порядке. Дополнительные материалы по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.

Котировки валют


Котировки валют

Процентная ставка
рефинансирования


"Мы должны увеличивать доходы казны
за счёт повышения качества налогового администрирования"
Председатель Правительства РФ В.В. Путин

Новости от 15.09.2014

Письмо ФНС России от 04.08.2014 N БС-4-11/15175@

Суточные работникам, командированным в Крым и Севастополь, не облагаются НДФЛ в пределах 700 руб.

 

Письмо ФНС России от 05.09.2014 N БС-3-11/2994@

Физлицу, получившему квартиру в результате уступки права требования по договору долевого строительства, предоставляется имущественный вычет при наличии соответствующих договоров и акта о передаче

 

Федеральная Налоговая Служба России письмо от 10 сентября 2014г. № СА-4-14/18249@

ФНС России разъяснила, как идентифицировать юридических лиц Республики Крым и города Севастополя

 

Письмо Минфина России от 29.08.2014 N 03-07-15/43390

Передача дизельного топлива на территории РФ одним российским филиалом казахстанской организации другому не облагается НДС.

 

Письмо Минфина России от 26.08.2014 N 03-07-08/42522

Услуги иностранных концертных организаций по показу концертных программ в РФ не облагаются НДС.

 

Письмо Минфина России от 11.06.2014 N 03-04-05/28271

Доходы от продажи квартиры, которая получена физлицом в рамках исполнительного производства, можно уменьшить на суммы, перечисленные на депозитный счет подразделения судебных приставов.

 

Контакты

г. Челябинск, ул. Российская 159в
Офис:
305, 310
Тел.:
+7(351) 264-04-27; 264-05-39
Факс:
+7(351) 264-05-40

Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Подписка на новости